телефоны для справок
(495) 980-25-86
(8442) 67-87-23

Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
 
 
 
 

КАК ИЗМЕНЯТСЯ "НАЛОГОВЫЕ" ШТРАФЫ!

13.08.2010

Поправки, которые вносит в Налоговый кодекс Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ,существенно увеличивают сумму штрафов по большинству налоговых правонарушений. Но к увеличению штрафов эти поправки не сводятся. В некоторые статьи НК РФ, посвященные налоговым правонарушениям, внесены изменения, которые уточняют и состав правонарушений. Все новшества вступят в силу со 2 сентября 2010 года. В настоящей статье главный консультант портала «Бухгалтерия Онлайн» Александр Погребс описывает изменения состава правонарушений  и представляет вашему вниманию итоговую таблицу, где сравнивает «старые»  и «новые» составы, а также размеры штрафных санкций.

Постановка на учет в инспекции

Величина штрафа за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе раньше зависела от того, насколько налогоплательщик опоздал с подачей заявления (до 90 календарных дней или более). Теперь сумма штрафа (10 000 руб.) не будет зависеть от сроков такого опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Также не будет зависеть от срока опоздания и штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Причем, раньше этому правонарушению была посвящена самостоятельная статья 117 НК РФ. Теперь эту статью убрали, а само правонарушение перенесли в пункт 2 статьи 116 НК РФ.

При этом уточнена формулировка обоих правонарушений  — добавлены слова «по основаниям, предусмотренным НК РФ». Раньше, опираясь на пункт 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, суды отказывали налоговикам в применении штрафа за несвоевременную подачу заявления, если налогоплательщик уже состоит на учете в данной инспекции по другим основаниям. Характерный пример — подача заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Если данный налогоплательщик уже состоит на учете в этой инспекции (например, учтено обособленное подразделение), то применить штраф в случае опоздания с заявлением по ЕНВД уже было нельзя.

Формулировка, которая вводится законом 229-ФЗ, коренным образом меняет ситуацию,  поскольку предусматривает наказание за опоздание с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе по каждому основанию, предусмотренному НК РФ.

Непредставление декларации

Существенной реконструкции подверглась статья 119 «Непредставление налоговой декларации». Раньше для этого правонарушения был предусмотрен сложный расчет штрафа, зависящий от срока задержки с подачей декларации. Причем, при опоздании до 180 дней и при сдаче в более поздние сроки использовались разные формулы расчета. Теперь формулировка стала единой: 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % и не менее 1 000 руб.

Есть в этой статье и другое нововведение. Если раньше сумма штрафа за непредставление в срок декларации определялась в процентах от суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, то сейчас для расчета суммы штрафа берется только та часть этого налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации. Это делает более справедливым наказание за несвоевременную подачу декларации.

Тем не менее минимальная сумма штрафа — 1000 рублей — будет взиматься независимо ни от суммы налога, ни от срока опоздания с декларацией.

Отметим еще одну поправку. Раньше была весьма нелогичная ситуация с «нулевыми декларациями», когда минимальный штраф в 100 рублей взимался только в случае опоздания до 180 дней. Поэтому часто советовали «тянуть» с непредставлением нулевой декларации до 181 дня. Теперь и сумма штрафа увеличилась в 10 раз, и взиматься он будет вне зависимости от срока опоздания.

Электронная отчетность

Обратите внимание: в Налоговый кодекс добавлена новая статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». В ней за несоблюдение порядка обязательного представления налоговой декларации или расчета в электронном виде предусматривается штраф в размере 200 рублей. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Ранее для таких налогоплательщиков не были предусмотрены штрафы за сдачу отчетности «на бумаге», что заставляло Минфин «изобретать» способы наказания за сдачу бумажной отчетности вместо электронной.   

Налоговые агенты

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». В формулировку состава правонарушения добавлены слова «неудержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «неперечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такая уловка не поможет.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается, когда российским заказчикам услуг сложно объяснить иностранцу, который и дня не пробыл на территории России, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Многие российские компании предпочитают в этом случае платить НДС за свой счет. Теперь такая «доброта» будет стоить штрафа в 20 процентов от суммы налога.

Арестованное имущество

Поправки в статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» расширяют сферу применения этой статьи. К имуществу, на которое наложен арест, добавлено имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Всяческие «манипуляции» в отношении этого имущества теперь тоже чреваты штрафом, который, кстати сказать, увеличен в три раза и составляет 30 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета

Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.
Так что со 2 сентября (дата вступления всех описываемых поправок в силу) налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение  в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов увеличен:

- за грубые нарушения в течение одного периода — 10 000 руб. вместо 5 000 руб.;
- в течение нескольких периодов — 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
- если занижена налоговая база — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было, соответственно, 10 процентов и 15 000 руб.).

Выездная проверка

Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

Увеличение штрафов

Увеличены штрафы для банков:
- за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 134 НК РФ);
- за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).

Все остальные изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов за налоговые правонарушения, мы включили в сравнительную таблицу.

 

Состав правонарушения до 229-ФЗ

«Старый» размер штрафа

Состав правонарушения по 229-ФЗ

«Новый» размер штрафа по 229-ФЗ

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

5000 руб. (если не более 90 календарных дней);

10000 руб. (если более 90 календарных дней)

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1ст. 116 НК РФ)

10 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ)

10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. (если период не более 90 календарных дней);

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 118 НК РФ)

5000 рублей

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ)

5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (если не более 180 дней);

30% плюс 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.

---

---

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 119.1 НК РФ)

200 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода (п.1 ст. 120 НК РФ)

5 000 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

10 000 руб.

Те же деяния в течение более одного налогового периода (п.2 ст. 120 НК РФ)

15 000 руб.

 

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

30 000 руб.

 

Те же деяния, что в п. 1 ст. 120 НК РФ, если они повлекли занижение налоговой базы (п.3 ст. 120 НК РФ)

10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные по неосторожности (п.1 ст. 122 НК РФ)

20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Те же деяния, совершенные умышленно (п.3 ст. 122 НК РФ)

40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ)

20% от суммы, подлежащей перечислению

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)

10 000 руб.

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

30 000 руб.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах  (п. 1 ст. 126 НК РФ)

50 руб. за каждый непредставленный документ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

200 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ)

5 000 руб.

 

10 000 руб.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ч. 1 ст. 128 НК РФ)

1 000 рублей

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 128 НК РФ)

3 000 рублей

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п.1 ст. 129 НК РФ)

500 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ)

1 000 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

5 000 руб.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п.1 ст. 129.1 НК РФ)

1 000 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

5 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п.2 ст. 129.1 НК РФ)

5 000 руб.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

20 000 руб.

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов (п.1 ст. 129.2 НК РФ)

трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Те же деяния, совершенные более одного раза (п.2 ст. 129.2 НК РФ)

шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ


Источник: БухОнлайн.ру

Архив