|
||||
|
||||
Кризис заставляет по-новому обезопасить налоговую оптимизацию02.04.2009 В ЭТОЙ СТАТЬЕ: Событие: Основные темы: Выступал: В условиях кризиса компании стремятся к максимальному сокращению налоговых платежей. При этом появляются способы экономии на налогах, характерные именно для такого «проблемного» периода. О некоторых из них рассказал Артем Кузьминых, управляющий партнер компании «КУЗЬМИНЫХ, ЕВСЕЕВ & ПАРТНЕРЫ». «КРИЗИС ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТРАЖАТЬ НЕТИПИЧНЫЕ РАСХОДЫ» «Хватит раздувать расходы за счет консалтинга или маркетинга» – под таким девизом прошло выступление лектора, посвященное завышению расходов. «Кризис дает нам возможность отражать нетипичные расходы, которые в сложившейся ситуации выглядят вполне оправданными, – уверен Артем Кузьминых.– Например, плата за поручительство по кредиту или за предоставление залога. Ведь у всех на устах проблемы с получением заемных средств или иного финансирования». Вполне естественно, что такие услуги может оказать дружественная компания. Размер платы за подобные услуги может определяться как некоторый процент от стоимости долга. Эта сумма рассматривается как компенсация риска того, что заемщик все-таки не исполнит свои обязательства и взыскание долга будет обращено на поручителя или собственника залогового имущества. Однако размер платы не должен превышать величину, сложившуюся на рынке подобных услуг (например, стоимость банковской гарантии). Удобство этого способа заключается в том, что потребность в поручительстве или залоге может возникнуть внутри группы компаний. Например, при выдаче займа скрыто аффилированной компании заимодавец может поставить условие о необходимости, к примеру, поручительства конкретного третьего лица. В этом случае заемщик может обратиться за помощью к другой своей дружественной компании (или физлицу), которой в дальнейшем и оплатит услуги. Но при таком оформлении обязательно нужно позаботиться об отсутствии взаимосвязи между недоверчивым заимодавцем и заемщиком. Иначе требование поручительства будет неубедительным. «Но необязательно ограничиваться только указанными расходами, – подчеркнул Артем Кузьминых. – Можно использовать для налоговой оптимизации и оплату услуг по содействию в получении и возврате финансирования, в том числе написание и защита технико-экономических обоснований, бизнес-планов, помощь в получении банковских гарантий и т. д.». Лектор отметил, что для оптимизации налога на прибыль можно создать формально независимую организацию на упрощенном режиме налогообложения, которая будет заниматься подобными услугами. Как вариант – для разовых сделок это может быть просто физлицо, для крупных сделок – компания-нерезидент. Плата за их оказание помимо процента от привлеченных средств может включать и другие суммы. Во-первых, небольшие фиксированные платежи за каждую выполненную или рассмотренную заявку на привлечение финансирования. Во-вторых, суммы дополнительной выгоды или экономии. Например, исполнителю удалось договориться о получении средств под меньший процент, чем рассчитывал заказчик. В этом случае договор можно заключить по модели агентского и зафиксировать, что б?льшая часть допвыгоды является доходом агента (ст. 992, 1011 ГК РФ). «ОПТИМАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ВОЗВРАТА СРЕДСТВ, ВЫВЕДЕННЫХ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ДАРЕНИЕ» Артем Кузьминых отметил, что эффект от реализации мероприятия по налоговому планированию может считаться достигнутым, только если основная компания найдет способ вернуть выведенные ранее денежные средства или иным способом использовать их в своих интересах. Причем с минимальными издержками или вообще без них. «Если денежные средства были выведены на дружественного предпринимателя, то оптимальным, с моей точки зрения, вариантом возврата будет дарение», – заявил Артем Кузьминых. Суть способа такова. Предприниматель изымает выведенные на него денежные средства из оборота в личное пользование и «дарит» их основному учредителю компании. Причем даритель здесь уже выступает как частное лицо. Ведь никто не запрещает человеку заниматься кроме бизнеса еще и благотворительностью (ст. 582 ГК РФ). Далее учредитель передает эти средства компании безвозмездно. Если его доля в уставном капитале составляет более 50 процентов, то полученные средства не будут увеличивать налогооблагаемую прибыль компании (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Нюанс этого способа рефинансирования заключается в том, что при дарении между физлицами не нужно платить НДФЛ. Это следует из положений пункта 18.1 статьи 217 НК. ДОСЛОВНО. Статья 217 НК РФ: не облагаются НДФЛ «18.1) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (<…>);». Строго говоря, указанную норму можно прочесть двояко. Первая версия – налогом не облагается только дарение между родственниками, за исключением определенных видов имущества. Вторая версия – налог не исчисляется при дарении между любыми физлицами, кроме операций с перечисленными объектами, а для родственников и получение этих активов не обяжет платить НДФЛ. «Я больше склоняюсь ко второй трактовке», – заметил Артем Кузьминых. Ведь невозможно облагать налогами то, что нельзя контролировать. Получать информацию о подарках можно, только если дарится недвижимость, транспортные средства и ценные бумаги – их перемещение регистрируется в соответствующих органах. Поэтому только дарение этих «контролирумых» видов имущества и облагается НДФЛ. Аналогичная позиция высказана и чиновниками (письма Минфина России от 19.06.06 № 03-05-01-05/109, УФНС России по г. Москве от 08.08.08 № 28-10/074499@). Таким образом, при дарении денежных средств, заработанных индивидуальным предпринимателем, другому физлицу не возникает дополнительных налогов. По ходу семинара у участников возникли вопросы: – Подскажите, почему многие крупные компании имеют схожие названия со своими дружественными организациями? Например, «РостКом» и «РостКом – М»… – Здесь могут быть разные причины. Либо эти организации не участвуют в получении налоговой экономии и созданы именно для целей бизнеса. Либо руководители уверены в своих силах защитить компании от претензий контролирующих органов. Либо они просто об этом не думают – других проблем в бизнесе хватает. – Не исключено, что у подобных организаций есть и другие дружественные партнеры, которые используются для получения налоговой выгоды, так? – Да, на практике я сталкивался с подобной структурой организации, когда часть компаний была официально зависима от головной, а часть – скрыто. Замечу, при обнаружении даже косвенных признаков взаимозависимости налоговики так тщательно будут искать схемы и доказывать искусственность разбиения единого бизнеса, что противостоять им будет трудно. – Как можно снизить этот риск? – Соблюдать меры безопасности. В частности, следует избегать похожих названий у дружественных организаций, общих адресов офисов, складов, общих контактов (телефоны, корпоративная электронная почта), бренда, рекламы, фирменного стиля и т. д. Источник www.nalogoplan.ru Архив
 
|
||||